Pax Islamica на латыни означает «исламский мир». По аналогии с Pax Romana, которым историки описывали политическое и культурное пространство Римской империи, этот термин первоначально использовался исламоведами для характеристики мусульманского мира в эпоху его наивысшего культурного расцвета в период халифата Аббасидов. Вместе с тем, подобно с современному политологическому Pax Americana, обозначающему американский «новый мировой порядок», Pax Islamica представляет собой метафору исламской цивилизации как таковой, в ее историческом, культурном, социальном и политическом аспектах. Наконец, в классическом исламском политическом и правовом дискурсе существует аналогичное понятие Дар ал-Ислам – буквально «обитель ислама», или «территория ислама», т.е. пространство, на которой восторжествовал богооткровенный закон, отделивший его от «обители неверия» ‑ дар ал-куфр. Эта последняя, по мнению многих современных исламских идеологов, в нынешнюю эпоху превратилась в «территорию свидетельства» ‑ дар аш-шахада, где мусульманин проявляет себя «исповедником справделивости» и свидетелем и проводником финальной миссии Провидения в человечестве.

Изучение ислама для России представляет задачу исключительной важности. Эта важность, однако, далеко не всегда осознавалась государством и обществом в достаточной степени. Читать введение от редакции целиком.