Мусульманские благотворительные и культурно-просветительские общества Оренбургской губернии

Опубликовано в журнале «Pax Islamica.  Мир ислама»,  №2 (3) за 2009 год. Оригинал статьи со всеми сносками читайте в PDF внизу.

***

Д.Н. Денисов

Основы мусульманской благотворительности, взаимовыручки заложены в Священном Коране, в соответствии с которым одним из пяти столпов ислама является закят — обязательное отчисление милостыни с доходов и имущества в пользу нуждающихся. Мусульманская община традиционно принимала на себя функции по организации воспитания и обучения детей, передаче культурной и религиозной традиции, поддержке неимущих, погорельцев, семей призванных на военную службу, вдов, сирот. Со второй половины XIX в. разрушение традиционных общинных связей, обострение социальных противоречий, увеличение разрыва между бедными и богатыми, обусловленные особенностями капиталистического развития, потребовали адаптации исламских институтов к новым условиям для реального обеспечения принципа взаимопомощи как важнейшей нравственной основы мусульманского общества, его всестороннего социально-экономического и культурного прогресса. Как следствие, в конце XIX — начале хх в. в рамках широкого общественно-политического движения исламского обновления (джадидизма) были открыты мусульманские благотворительные и культурно-просветительские общества, которые позволили консолидировать усилия и финансовые ресурсы, наладить систематический сбор пожертвований и их адресное перераспределение, обеспечить комплексное решение проблем социальной сферы на постоянной, регулярной и планомерной основе.

Первой мусульманской общественной организацией в Оренбургской губернии стало «Троицкое мусульманское благотворительное общество», учрежденное в июне 1898 г. По инициативе крупных татарских предпринимателей братьев Хусаиновых, Рамиевых, М.Ю. Девишева и др. в январе 1899 г. бьmа предпринята попытка создать аналогичное общество в Оренбурге, однако она не увенчалась успехом. Отсутствие единого законодательного акта, регламентирующего деятельность общественных объединений, сложная процедура регистрации, жесткий контроль за этой сферой со стороны правительства и скрытое противодействие властей препятствовали открытию мусульманами собственных благотворительных и культурно-просветительских организаций. Только в годы Первой русской революции после издания Манифеста от 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу объединений, и «Временных правил об обществах и союзах» от 4 марта 1906 г. развернулся массовый процесс оформления новых общественных структур: 4 февраля 1906 г. было зарегистрировано «Челябинское мусульманское благотворительное общество», 19 июня 1906 г. — «Мусульманское общество г. Оренбурга», 27 октября 1906 г. — «Мусульманское общество г. Илецкая Защита», 18 декабря 1906 г. — «Мусульманское общество башкир семи Усерганских волостей», 20 января 1907 г. — «Мусульманское общество башкир Бурзян-Кипчакской, 1-й и 2-й Каракипчакских и Аллабердинской волостей», 7 июля 1907 г. — «Мусульманское общество башкир БушманСуун-Каракипчакской волости», 20 сентября 1907 г. — «Мусульманское общество башкир Бурзянской волости», 27 марта 1908 г. — «Мусульманское общество Сеитовского посада» и «Мусульманское благотворительное общество» с районом деятельности в Оренбургском и Орском уездах, 28 ноября 1908 г. — «Мусульманское общество г. Орска», 30 ноября 1910 г. — «Просветительское общество мусульман Сеитовского посада», 12 марта 1911 г. — «l-е Имангуловское благотворительное культурноэкономическое общество» и «Благотворительное общество деревни 2-й Имангуловой», и др.

По количеству и разнообразию мусульманских общественных организаций Оренбургская губерния занимала уникальное положение среди регионов Российской империи. Для сравнения: в соседней Уфимской губернии мусульманам было разрешено создание только 5 организаций, при том что абсолютная численность ее мусульманского населения была в 3 раза больше, а относительная доля — в 2 раза выше, чем в Оренбуржье. Либеральная политика оренбургских властей объясняется наличием в губернии значительной прослойки мусульманской буржуазии, которая традиционно играла важную роль в экономике края, его торговле и обрабатывающей промышленности.

Анализ членских списков мусульманских общественных объединений показывает, что в Оренбургской губернии их основу составляли представители буржуазии, торгового и промышленного капитала.

Активная гражданская позиция представителей торговопромышленной буржуазии способствовала вовлечению в деятельность мусульманских общественных организаций тесно связанных с ними приказчиков, агентов, конторских служащих.