Павел Башарин. Концепция «ана-л-Хакк» ал-Халладжа и ее отражение в последующей суфийской традиции

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica. Мир ислама», №1 (1) за 2008 год)

Самое знаменитое изречение ал-Хусайна б. Мансура ал-Халладжа (244/858-309/922) — «Я есть Истинный (anā-l-Haqq)» — во все времена вызывало множество толкований и являлось основанием для многочисленных обвинений в адрес суфия. Согласно преданию, он произнес его, явившись к ал-Джунайду после возвращения из Мекки. В ответ тот воскликнул в гневе: «Нет, ал-Халладж! Ты существуешь только с помощью Истинного! Каков же тот кусок дерева, который завтра обагрится твоей кровью!» По другому преданию, он произнес эту фразу в ответ на вопрос аш-Шиблй в мечети ал-Мансура при большом скоплении народа.

Другая популярная в суфийских кругах история гласит, что эту фразу -«anā-l-Haqq» — ал-Халладж произнес, постучавшись однажды в дверь к ал-Джунайду в ответ на вопрос: «Кто это?». За редким исключением, большинство историков и факйхов, упоминая о данном высказывании ал-Халладжа, подвергали его критике. В упрек ему ставили то, что он придерживается учения о воплощении Божественной природы в человеческой и единении с Богом. Типичная формулировка приведена у Ибн ал-Асира: «Он говорил о том, что часть божественности воплотилась в нем, и в нем помещается господство.

О воплощении и единении как о главном положении халладжийской доктрины говорили и симпатизирующие ал-Халладжу мыслители, в том числе и сами суфии (например, Абу Хамид ал-Газалй). Термины «воплощение» (hulūl от арабского глагола halla — ‘поселяться’, ‘вселяться’) и «единение» (ittihād) использовали несториане для перевода греческих терминов, и были взяты на вооружение первыми мусульманскими доксографами. Они подвергли христианские рассуждения анализу и нашли положения о воплощении одной субстанции в другой, единении и смешении, абсурдными. Этот взгляд, укорененный в доксографии, берет начало с мутакаллимов, которые отрицали возможность смешения Божественного — вечного и человеческого — тварного как нелогичное и следовательно абсурдное.

Ашариты признавали воплощение, поскольку полагали, что дух способен растворить тело, как в случае ангелов и демонов. Но это, однако, не мешало им отвергать воплощение Божественного в человеческом. На мусульманской почве термин «воплощение» приобрел несколько значений.

Читайте всю статью в  PDF-формате: