P.H. Шигабдинов. Улама и реформы 1920-х годов в Средней Азии

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica.  Мир ислама»,  №1 (2) за 2009 год)

Уже в первые годы своего существования Советское государство поспешило принять все необходимые законодательные меры для секуляризации всех сторон жизни общества, для потери исламом ряда его важных функций. Так, в Туркестанской Республике (1918-1924) на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» все привилегии, которыми пользовалось мусульманское духовенство, сайды и ходжи, были ликвидированы. Однако реализация на практике этого и других законодательных актов потребовала определенного времени, которое охватило главным образом 1920-е гг.

Среди мероприятий советской власти, закладывавших основы будущего социалистического переустройства Среднеазиатского региона, прежде всего выделяется широкомасштабная акция по национально-территориальному размежеванию этой колониальной окраины. Как пишут авторы монографии «Туркестан в начале XX века: к истории истоков национальной независимости», претворение в жизнь идеи размежевания народов явилось удачно осуществленным тактическим маневром большевиков. Прежде всего ощутимый урон был нанесен по идеологии и практике национально-освободительного движения. С созданием же национально-территориальных образований, приданием им статуса «национальной государственности» Центру удалось направить внимание народов региона с внешнего врага, каковым для них являлся он сам, на внутренние проблемы, что не замедлило сказаться на состоянии национально-освободительного движения в Средней Азии, которое с середины 1920-х гг. пошло на убыль. Осуществление размежевания и образование новой «национальной государственности» привнесли новые нюансы в дальнейшее развитие народов Средней Азии, поскольку с образованием союзных республик, автономных республик и областей вводилось ранжирование, дифференциация этносов. Однако для исламского духовенства административно-политическая дифференциация этносов не являлась определяющим фактором. Главным было состояние массы населения, исповедовавшего ислам. Завершение длительного периода вооруженной борьбы на территории региона, истощавшей силы коренных народов и уносившей сотни тысяч жизней по причине голода, в условиях новой экономической политики и наступившей стабилизации само по себе являлось положительным фактором.

Образование Узбекской ССР и удовлетворение III съездом Советов Союза ССР в мае 1925 г. «волеизъявления» народов Узбекской Республики об их вхождении в состав СССР породило положительный отклик исламского духовенства, по крайней мере его части. Так, в июне 1925 г. чрезвычайное собрание улемов, состоявшееся в Старой Бухаре, послало ЦИКу УзССР телеграмму, в которой горячо приветствовало вхождение Узбекистана в состав Союза ССР. Такая позиция вполне понятна, если учитывать, что на состоявшемся в январе 1924 г. съезде религиозных авторитетов Бухарской Республики принятая участниками резолюция призывала все мусульманские народы дружнее сплотиться вокруг советской власти, единственно способной осуществить дело освобождения угнетенных народов Востока и доказавшей это всей своей политикой в течение шести лет, а также на примерах Туркестана и Бухары. Особенно существенным было то, что позитивное отношение к этому акту государственного строительства исходило от религиозных авторитетов бывшей Туркестанской Республики, где еще в 1923 г. предписанием НКВД было запрещено до особых распоряжений регистрировать исламские религиозные объединения жителей из числа коренного населения. Было дано разрешение на регистрацию лишь одного — «духовного управления» под названием Назарат-и-Диния. Очевидно, что целью контроля над организационным оформлением конфессиональной системы являлась лояльность этой системы в отношении политических мероприятий советской власти.

Вполне ярко эта лояльность была продемонстрирована в международном аспекте, который оказался тесно связанным с «внутренними делами». Этот аспект касался вопросов о халифате и секуляризационной политики кемалистского правительства Турецкой Республики.

Читайте оригинал статьи в PDF (во весь экран можно развернуть, нажав на ссылку в правом верхнем углу pdf-ки):