Муса Джаруллах Бигиев. Основы реформ

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica. Мир ислама», №1 (1) за 2008 год)

Вступительная статья, перевод с татарского языка и примечания И.Ф. Гимадеева

Сборник документов по истории общественно-политического движения мусульман России начала XX в., собранных и прокомментированных непосредственным участником всех событий Мусой Бигиевым, был набран в типографии М.-А. Максудова (Петроград) в 1915 г., однако не прошел цензуру. Только в 1917 г. книгу удалось наконец издать, в связи с чем автор комментариев и составитель, считавший, что в ней содержится «если не самая полная, то самая правдивая информация об общественном движении мусульман России», восклицает: «Солнце свободы взошло и не осталось преград для прогресса… рабство закончилось и никогда не вернется!».

Книга включает в себя материалы по общественно-политическому движению мусульман за 11-летний период (1904—1915). В нее вошли проекты, петиции, решения мусульманских съездов, на которых Муса Бигиев был секретарем. Он также включил в сборник свой перевод на татарский язык Конституции Российской империи и положения о выборах депутатов Государственной думы.
Слово ислах («реформа»), вынесенное в заголовок, относится не только и не столько к религии, сколько к мирской жизни. «Идея реформирования государства заново на основе права, свободы вынужденно была принята общественным мнением под влиянием ситуации».

В предисловии М. Бигиев отмечает: «Если пожелает Аллах, наши национальные права полностью останутся в нашем ведении, наши мектебы и медресе, духовные управления, семейная жизнь будут реформированы в таком виде, чтобы быть основой чести мусульман России и подтвердить достоинство ислама. Открыто, со смелым сердцем говорить это — самая великая обязанность народа сегодня».
Значительное внимание Бигиев уделил так называемому курултаю — собранию улемов в Уфе, проходившему 10-15 апреля 1905 г. Курултай проводился по инициативе муфтия Султанова и не был подготовлен заранее. Изначально предполагалось, что он будет рассматривать только религиозные проблемы, не касаясь социальных и политических. Фактически его можно считать предтечей мусульманских съездов. Бигиев приводит различные документы курултая: постановление о религиозном управлении мусульман-суннитов Закавказья, обсуждение проблемы «шейхульисламства» в России, проекты/прошения Юсуфа Акчуры, Ризы Фахреддина, Хасан-Гата Габаши и др.

Бигиев отмечает, что у истоков мусульманского общественно-политического движения в России стоял Абдаррашид Ибрагимов, который в 1904 г. предпринял поездку по Волго-Камью (Казань, Чистополь, Пермь, Уфа, Троицк) с целью сподвигнуть мусульман на активные действия, но первоначально не встретил ожидаемого и должного понимания.

Всероссийские мусульманские съезды проводились с 1905 по 1918 г. и были посвящены решению национальных, социально-политических и религиозных проблем российских мусульман, в них участвовали представители всех народов России, исповедующих ислам. В ходе работы съездов были созданы организации «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман), «Милли Шуро» (Всероссийский мусульманский совет), органы религиозной и национально-культурной автономии.

I Всероссийский мусульманский съезд состоялся 15 августа 1905 г. во время ежегодной ярмарки в Нижнем Новгороде на пароходе «Густав Струве». Съезд высказался за равноправие всех граждан России, принял решения об объединении мусульман и создании периодических меджлисов (съездов) на территории всей России для руководства общественной жизнью. Эти отделения должны были заняться в основном образовательной и просветительской, а не политической деятельностью. Поскольку политические партии находились под запретом, то «Иттифак» вначале задумывался скорее как общероссийский орган, координирующий культурно-просветительскую деятельность.

Предлагаем вашему вниманию перевод одной из глав, посвященной I Всероссийскому мусульманскому съезду и становлению партии «Иттифак аль-муслимин». (Далее — оригинал статьи в PDF)