Кто из мусульман спасется? Предание о 73 сектах (хадис ал-ифтирак) в вероучении суннитов

Статья «Предание о 73 сектах (хадис ал-ифтирак) в вероучении суннитов: наследие и современность» опубликована в журнале Казанское исламоведение — Каzan Islamic Review, №1 за 2015 год, стр.116-130. Целиком статью с примечаниями и сносками читайте в PDF ниже.

Автор: Д.Шагавиев, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры востоковедения и исламоведения Казанского федерального университета (г. Казань, Россия).

***

В исламской богословской литературе, особенно посвященной вопросам вероубеждений и догматов, нередко упоминается предание о расколе на 73 секты общины Мухаммада, называемое в шариате термином «хадис ал-ифтирак». Раскол последователей определенной религии на многочисленные группы и течения, в том числе и в исламе, процесс закономерный и ожидаемый. Когда такой раскол происходит в сфере убеждений, то обычно он оценивается мусульманами негативно. Например, сказано в Коране: «Поистине, те, которые разделили свою религию и стали партиями, ты — не из них. Их дело — к Аллаху; потом Он сообщит им, что они делали» (6:159). В таких известных и авторитетных тафсирах, как «Тафсир ат-Табари» и «Тафсир ал-Джалалайн», поясняется, что речь идет о христианах и иудеях. Однако имам ас-Суйути в книге «ал-Иткан фи ‘улум ал-Кур’ан» привел два приемлемых (джаййид), с точки зрения исламских богословов по цепи передатчиков, хадиса, комментирующих данный айат, которые указывают на раскол среди общины Мухаммада: «Табарани и другие выводили с прекрасным иснадом от ‘Умара ибн ал-Хаттаба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Айше: “Те, которые разделили свою религию и стали партиями, — это люди нововведений и заблуждений”. Табарани выводил с выверенным иснадом от Абу Хурайры, а тот — от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который говорил: “Те, которые разделили свою религию и стали партиями — это люди нововведений и заблуждений из этой общины”».

С другой стороны, в самом Коране говорится: «А если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым» (11:118) и «А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком» (10:99). Поэтому с точки зрения ислама разногласие или расхождение мнений является одним из обычных дел среди людей, ведь возможности разумов различны и их понимания не одинаковы. Кроме этого шариат утверждает, что тот, кто умирает с верой, не придавая Всевышнему сотоварища, зайдет в Рай. По данному поводу существует много достоверных хадисов, достигающих степени смыслового (ма‘анави) таватура. Всевышний может также наказать верующего до вхождения в Рай, а может простить, потому что по этому поводу также есть достоверные предания.

История подтверждает, что между мусульманами возникли разногласия в области вероучения и они стали делиться на «секты» (фирак), как бы они ни хотели избежать этого. В этой связи важно изречение пророка Мухаммада (с.а.в.), в котором он предсказывает раскол общины, так же как это случилось ранее с другими общинами, иудеями и христианами. Известно, что имам ат-Тирмизи в своем сборнике «ас-Сунан» и другие передают хадис о расколе (тафаррук) уммы на 73 группы (фирка). Таким образом, раскол (ифтирак) на секты (фирак) и пребывание мусульман в этом состоянии вплоть до Судного дня — одно из важнейших положений Сунны.

Одним из ранних источников, упоминающих хадис о расколе, является трактат «ал-Фикх ал-акбар» («Величайшее знание»), возводимый к имаму Абу Ханифе (ум. в 150 г. хиджры), основоположнику ханафитской богословско-правовой школы суннитского ислама. Абу Ханифа, если верить в достоверность сочинения, передает хадис от Абу Хурайры: «Сыны Израилевы распались на семьдесят две группы (фирка). Моя же умма распадется на семьдесят три группы — все они сгорят в Аду, кроме самой большой (ас-савад ал-а’зам)». Действительно, начиная с тех времен хадис раскола упоминается во многих трудах богословов, где обсуждаются разделение и разногласия мусульман, но в особенности на страницах литературы исламской доксографии (кутуб ал-макалат).

Например, средневековый суннитский теолог ‘Абд ал-Кахир ал-Багда-ди (ум. в 429 х.) перечислил основные варианты этого хадиса в начале своего доксографического сочинения «ал-Фарк байн ал-фирак» со всеми цепочками передатчиков.

Первый вариант передается от Абу Хурайры: «Иудеи разделятся на 71 группу (фирка), христиане — на 72, моя же община (уммати) распадется на 73 группы (фирка)».

Вторая версия хадиса от Абдаллаха ибн Амра: «Случится с моей общиной (уммати) то, что случилось с сынами Израиля. Разделились сыны Израилевы на 72 народа (милла), а моя община разделится на 73 народа (милла), больше на один народ (милла). Все они в Аду, кроме одного народа (милла)». Его спросили: «О Посланник Аллаха, а какой народ (милла) победит (т.е. спасется)?» Он ответил: «Тот, который на моем пути и пути моих сподвижников».

Третий вариант передан от Анаса ибн Малика: «Поистине сыны Израилевы распались на 71 группу (фирка), а моя община (уммати) распадется на 72 группы (фирка). Все они в Аду, кроме одной, которая есть община (ал-джама‘а)».

Кроме упомянутых сподвижников, хадис также передается Абу-д-Дардой, Джабиром, Абу Са’идом ал-Худри, Убай ибн Ка‘бом, Абу Умамой, Василом ибн ал-Аска’ и другими. Смысл хадиса усиливается тем, что праведные халифы также предвещали после себя раскол (ифтирак) уммы, когда только одна группа будет спасшейся, а другие заблудшими в этой жизни и пропавшими в следующей. Вдобавок к этому есть другие предания от Пророка и сподвижников, в которых порицались такие «секты», как кадириты, мурджииты и хариджиты (марикун).

Замечено, что хадис в разных версиях передается во многих известных сводах, таких как сборники ат-Тирмизи, Абу Давуда, ан-Наса’и, Ибн Маджи, Ахмада ибн Ханбала, ал-Хакима, Ибн Хиббана, ал-Байхаки и ат-Табарани от разных сподвижников [см.: 12, с. 307-309; 13, с. 76; 14, с. 46]. Но в самых достоверных, с точки зрения хадисоведов, сборниках ал-Бухари и Муслима, это изречение Пророка отсутствует13, на что обратили внимание некоторые поздние богословы. Интересно также, что хадис передается с некоторыми особенностями и в несуннитских источниках, в частности у шиитов-имамитов и ибадитов14.

В отношении этого хадиса исламские богословы и доксографы занимают три позиции. Первая позиция — нейтральная, т.е. хадис не подтверждается и не отвергается. Этой позиции придерживается шейх суннитов (ахл ас-сунна ва-л-джама:а), имам Абу-л-Хасан ‘Али ибн Исма‘ил ал-Аш‘ари, написавший книгу «Макалат ал-исламийин ва ихтилаф ал-мусал-лин» («Учения последователей ислама и расхождения среди молящихся»), и имам Абу Абдаллах Мухаммад ибн ‘Умар ибн ал-Хусайн, Фахр ад-дин ар-Рази, известный как Ибн ал-Хатиб, шафиитский факих (ум. в 606 г.х.), автор книги «И’тикад фирак ал-муслимин ва-л-мушрикин» («Убеждения групп мусульман и многобожников»). Никто из этих двух авторов хадис не упоминает.

Вторая позиция — не признающая, т.е. хадис упоминается, но он не признается достоверным и не используется. Это мнение представляет имам Ибн Хазм, захиритский факих, автор книги «ал-Фасл фи-л-милал ва-н-нихал». Он объявил недостоверность хадиса и даже его слабость [см.: 16, с. 267-268]. Также имам Ибн ал-Вазир считает, что продолжение хадиса о спасении только одной группы и гибели остальных является, скорее всего, привнесением еретиков (ал-малахида).

Третья позиция — одобряющая. Сторонники этой позиции приняли хадис и даже пытались ограничить религиозные группы, появившиеся в исламе, строго цифрой «73». Одна из них — спасшаяся группа (фирка наджийа), это ахл ас-сун-на ва-л-джама’а. Группу ученых этой позиции представляет имам Абу Мансур ‘Абд ал-Кахир ибн Тахир ибн Мухаммад ал-Багдади, теолог-теоретик, выше упомянутый нами, затем имам ал-Худжа Абу-л-Музаффар ал-Исфара‘ини, автор книги «ат-Табсир фи-д-дин», в которой он почти не отличается от Абу Мансура ал-Багдади по структуре и классификации, также Абу-л-Ма’али Мухаммад ал-Хусайни ал-‘Алави, написавший книгу «Байан ал-адйан», и шариатский судья ‘Адуд ад-дин ‘Абд ар-Рахман ибн Ахмад ал-Иджи (ум. в 756 г.х.), известный своей книгой «ал-‘Акида ал-адудиййа», которая начинается упомянутым хадисом и истолковывает соответственно вероубеждения спасшейся общины (фирка наджийа), т.е. ахл ас-сунна.