Как дискриминация мусульман в аэропортах вредит борьбе с терроризмом

Стефано Бонино

В последнее время газеты всего мира, в частности, в США, Британии и Израиле, пишут о трудностях, с которыми встречаются в аэропортах и на самолётах мусульмане и люди, принимаемые за мусульман. Так, в Лондоне в конце августа брата и двух сестёр высадили с самолёта и в течение часа допрашивали в полиции. Причиной были сообщения других пассажиров о том, что одна их сестёр упоминала Аллаха в телефонном разговоре, а стало быть, работала на Исламское государство.

Такое отношение ко всему исламскому или похожему на исламское породило выражение «лететь мусульманином». Для западных стран, где поселились мусульманские иммигранты, оно угрожает их интеграции в местное общество – а в некоторых странах эта интеграция вполне успешна.

Весьма поучителен в этом отношении опыт Шотландии. По сравнению с другими европейскими странами Шотландия достаточно хорошо приняла свои мусульманские меньшинства. У мусульман в основном хорошие отношения с полицией. Но в шотландских аэропортах мусульмане встречают гораздо более холодный приём. Психологи Лида Блэквуд, Ник Хопкинс и Стивен Рейчер выявили, что обыски мусульман в шотландских аэропортах подрывают их самоуважение и осложняют ощущение идентичности, которая у них обычно двойная – мусульманская и британская (или чаще шотландская).

Блэквуд и коллеги также обнаружили, что мусульмане вполне предсказуемо изменяют своё поведение с целью избегать контактов со служащими аэропортов – стараются реже летать и избегают определённых аэропортов. За последние десять лет они даже дважды бойкотировали аэропорт Глазго. Испытания, которым их подвергают сотрудники служб безопасности, портят отношения мусульман не только со служащими аэропортов, но и со всем обществом.

Моё собственное исследование подтверждает эти выводы. Большинство шотландских мусульман, которых я спрашивал об отношениях с властями, упоминали о своих негативных переживаниях в аэропортах. Это тем удивительнее, что шотландские мусульмане в основном положительно отзываются о своих повседневных отношениях с полицией.

Когда я изучал ситуацию в Эдинбурге, столице Шотландии, офицеры полиции совершали визиты вежливости в мечети и успокаивали мусульман во время протестов, организованных ультраправой Лигой обороны Шотландии. Другие исследования показали, что шотландская полиция, в противоположность английской, не выбирает представителей этнических и религиозных меньшинств как таковых, когда останавливает и обыскивает людей на улицах, а нацелена лишь против молодых людей иностранного вида.

Итак, именно в аэропортах мусульмане встречают негативное отношение – будь то по причине подозрительного маршрута и поведения, или этноса и религии, или по сочетанию причин. Вероятность негативного отношения сопряжена с глобальной природой исламистской террористической угрозы, а это означает, что мусульманин может привлечь внимание властей независимо от этноса.

Служащие аэропортов, в свою очередь, понимают, что доставляют мусульманам неудобства. Пять лет назад представители шотландской полиции публично признали, что закон, позволяющий необоснованно останавливать и обыскивать людей в аэропортах, вызывает недовольство определённых этнических и религиозных общин. Но власти аэропортов считают это неизбежным при сегодняшнем отношении к вопросам безопасности, тем более в аэропортах.

Проблема Шотландии проста: неприятности мусульман в шотландских аэропортах могут повредить успешной в остальных отношениях интеграции. Угроза радикализации и распространения насилия в Шотландии, по-видимому, ниже, чем в других странах Европы. Моё исследование показывает, что мусульманам удалось лучше интегрироваться в общество, и их жизнь более благополучна, чем у английских мусульман.

Этому также способствует шотландская политическая система, где ценностью служит гражданский, а не этнический национализм, и пропагандируется то, что социолог Назар Мир называет «мотивирующим плюрализмом». Как следствие, шотландское общество сильнее английского поддерживает разнообразие, и уровень исламофобии в нём ниже. С Шотландией связаны два этапных события для мусульман в британской политике: избрание Башира Маана, первого мусульманина-члена совета, в 1970 году, и избрание Мохаммада Сарвара, первого мусульманина-депутата парламента, в 1997 году.

Но даже в Шотландии меры безопасности в аэропортах несут риск ослабления лояльности мусульман в отношении государства. Есть основания предполагать, что такие же процессы могут начаться в других странах, в частности, в США. Мусульмане там тоже достаточно хорошо интегрированы, но до сих пор испытывают негативное отношение со стороны служащих аэропортов.

Всё это может привести к противоположному результату: меры, направленные на предотвращение терроризма, снижают доверие мусульман и их готовность сотрудничать с аппаратом безопасности, а это и есть ключевые факторы предотвращения терроризма.

Доктор Стефано Бонино – преподаватель факультета социологии в Нортумбрийском университете и член Британского Королевского общества искусств. Ему принадлежит книга «Мусульмане Шотландии: формирование сообщества после 9/11».

Перевод с английского. Оригинал на сайте издания The Washington Post.