Игорь Алексеев. Возвращаясь к Ибн Халдуну

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica. Мир ислама», №1 (1) за 2008 год)

Валй ад-Дйн Абў Зайд ‘Абд ар-Рахман ибн Мухаммад ибн Халдун ал-Хадрамй (1332 — 1406), государственный деятель, историк и философ, замыкающий цепь выдающихся мыслителей классического арабо-мусульманского средневековья, рассматривается многими исследователями в качестве одного из основных предшественников современной социологии и теории истории.

Род бану Халдун, чей основатель некий Халдун переселился в Испанию еще в VIII в. н. э, принадлежал к андалусской аристократии. Многие представители рода бану Халдун были выдающимися людьми в области богословия и права, это также во многом обеспечивало им лидирующее положение в Севилье. Например, отец Ибн Халдуна Мухаммад, помимо поэзии и филологии, серьезно изучал маликитский фикх и слыл знатоком логики.

Ибн Халдун получил классическое образование: изучал Коран и коранические науки, а также мусульманское право, логику и арабскую филологию. Большое значение для жизни Ибн Халдуна имело меринидское завоевание Туниса в 1347г. Тогда вместе с новой властью в город прибыло огромное число ученых, выступавших с открытыми лекциями. Ибн Халдун получил возможность учиться у самых известных и авторитетных литераторов, правоведов и историков.

Первую свою должность Ибн Халдун получил в двадцать лет. Он стал секретарем в канцелярии султана в Тунисе. Позже, переехав в Фес, он женился на дочери видного военачальника Мухаммада ал-Хакима, представительнице знатной и образованной семьи. Взлет политической карьеры Ибн Халдуна пришелся на 60-е гг. XIV в. Он занимал самые высокие посты при султанах и эмирах Гранады, Бужи и Феса. При эмире Абу ‘Абдаллахе Мухаммаде, например, Ибн Халдун стал хаджибом (1365г.), получив тем самым безраздельную административную власть. За эти годы Ибн Халдуну пришлось также выступать в качестве дипломата и военачальника.

На протяжении службы Ибн Халдун всегда занимался наукой. Живя в Фесе, он использовал любую возможность, чтобы посещать лекции своих коллег-ученых, встречался с самыми яркими представителями интеллектуальной элиты того времени. Он также изучил лучшие книгохранилища городов, где ему приходилось жить: Гранады, Бужи, Бискры, Тлемсена. Однако биографы Ибн Халдуна признают, что ни одну науку он не изучал системно, возможно, поэтому и не став выдающимся богословом или литератором. «Его редкий дар, — пишет Ф.Роузентал, — был предназначен для создания новой науки».

Читайте оригинал статьи, которая включает в себя и перевод текстов из произведений самого Ибн Халдуна, в PDF: