Ислам и власть в Золотой Орде // Сведения ал-Хадж Абд ал-Гаффара Кырыми об исламизации в Золотой Орде

Начинаем публикацию статей из книги «Ислам и власть в Золотой Орде». (Ислам и власть в Золотой Орде. Сборник статей / Под ред. И.М.Миргалеева, Э.Т. Сайфетдиновой. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2012. — 332 с.) Полный текст статьи И.М.Миргалеева «Сведения ал-Хадж Абд ал-Гаффара Кырыми об исламизации в Золотой Орде» со сносками см. внизу в PDF.

***

Сочинение ал-Хадж Абд ал-Гаффара Кырыми «Умдет ал-ахбар» написано в 1747 году. Свой труд автор создал, опираясь не только на известные ему исторические сочинения и хроники, но и на местные, татарские источники. Он специально собирал для своего сочинения не только официальные документы и исторические сочинения, но и народные предания. Поэтому его труд является важным материалом по средневековой тюрко-татарской истории. Также Абд ал-Гаффар Кырыми в своем сочинении приводит интересную информацию о принятии ислама в Золотой Орде.

Необходимо отметить, что по данной тематике есть несколько монографических исследований. Все они показывают, что ислам за все время существования Золотой Орды усиливал свои позиции. Однако достаточно много вопросов, на которые еще нет окончательных ответов. Причин этого много, но одна из наиболее важных — это недостаточность собственных джучидских источников. Поэтому сочинение Кырыми хотя и является поздним, однако его данные все же проливают свет как в фактологическом наполнении наших знаний, так и в том, как татары воспринимали принятие ислама в более ранние периоды и какую память об этих важных событиях они сохраняли. Не раз уже убеждались, что данные Кырыми подтверждаются более ранними источниками, происходящими из совершенно других кругов. Надеемся, что данные материалы помогут нам «увидеть изнутри» процессы исламизации и политику золотоордынских ханов в этих процессах. Вполне можно допустить, что информация Кырыми без каких-либо особых историографических изменений передавалась и в сочинениях более ранних веков, принадлежащих джучидскому кругу источников.

Вначале я хотел бы остановиться на очень интересном, на мой взгляд, моменте.

Известно, что ислам делит мир на два лагеря — это «дар ал-харб» и «дар ал-ислам». Мне не известно ни одного упоминания о том, что мусульмане воспринимали территорию Золотой Орды как «дар ал-харб» или как «дар ал-куфр». Хотя Золотая Орда -это итог монгольских завоеваний. Завоеваний, которые стерли со страниц истории такие мусульманские государства, как государство Хорезмшахов и Волжскую Булгарию. Однако изначальная вовлеченность в государствостроительство мусульман в Улусе Джучи привела к тому, что вся территория Золотой Орды, а это кроме мусульманских территорий — Средней Волги и Хорезма — еще и Северное Причерноморье, Нижнее Поволжье и Сибирь, также стали«дар ал-харб». Каким же образом? Думаю, прежде всего, нужно назвать следующие причины.

Количество перешло в качество, т.е. мусульман было изначально достаточно много. Известно, что болгары не были столь многочисленны, но все же и они сыграли в деле исламизации населения Золотой Орды важную роль. Однако основным мусульманским населением они не могли быть, такими могли быть восточные кыпчаки — хорезмийцы. Западные кыпчаки были более христианизированы, возможно, какая-то часть этих кыпчаков, проживающих в сопредельных районах с болгарами, и исламизировалась, но все же основная часть оставалась язычниками или переходила в христианство. К тому же и западные кыпчаки практически были разбросаны по вновь созданным кланам. Восточные кыпчаки, будучи мусульманами и имея один язык с западными кыпчаками, стали сильно влиять на них и способствовали их быстрой исламизации. В таком же отношении оказались и другие тюрки и тюрко-монголы из Центральной Азии, которых также было достаточно много. К тому же монголы были билингвистами, знали и тюркский язык, включая всю элиту, в том числе и Чингизидов. Значение единого языка также сыграло свою немаловажную роль, а может быть, и стало определяющим. Наличие мусульман в кланах, в новообразованных родах, единый язык и проповеди шейхов на тюркском -вот те причины, которые не лежат на поверхности, но делали свое дело. Кланы ведь не создавались по конфессиональному признаку, а смешение населения, вхождение в улус людей, исповедующих разные верования, их объединение по другим критериям «работало» на мировые религии, и здесь их позиции уже определялись качеством и количеством их индивидумов.

Политика по созданию клановой системы разрушала не только прежние родоплеменные устои, но и разрушала позиции традиционных верований. Новые объединения — кланы, где господствовал тюркский язык и где часть членов исповедовала ислам и при наличии государственной политики веротерпимости привела к тому, что позиции ислама все больше и больше усиливались. Новые кланы стали обладателями исламского цивилизационного кода. Мусульмане из восточных и части западных кыпчаков, тюрков из Восточного Туркестана, болгар, представителей мусульман Средней Азии и других мусульман начали составлять часть этих новосозданных родов и на бытовом, а далее и на политическом уровне стали влиять на всю жизнь в государстве. В период последующих монгольских завоеваний, и особенно завоеваний Багдадского халифата, Улус Джучи успел оформиться в достаточно независимое государство, первые правители которого имели вполне дружественные связи с исламским миром. А один из первых правителей — хан Берке вообще был мусульманином. Все это привело к тому, что из всех чингизидских государств Улус Джучи в глазах исламского мира не стал «территорией неверия и войны».

Итак, остановимся на самых первых данных по этому вопросу. Вот что пишет Абд ал-Гаффар Кырыми о хане Берке.

Share this article

«Исламовед.ру» — научный интернет-проект Фонда Марджани, где публикуется информация, связанная как с деятельностью Фонда и Центра исламоведения, так и с другими темами, близкими к исламоведению.