Два миллиона евро на исследования ощущений в исламе

Профессор Кристиан Лэндж получил грант «Консолидатор» на свой проект SENSIS («Ощущения в исламе»). Цель проекта – написать работу по культурной истории ощущений в исламе, где исследовалось бы, как в течении веков мусульмане концептуализировали и калибровали ощущения, на материале разнообразных литературных традиций: правовой, философско-теологической, поэтической на арабском и персидском языках.

Калибровка ощущений в мусульманских культурах

Сенсорное восприятие – не только физический, но и культурный акт. Восприятие и осмысление человеком зрительных стимулов, звуков, запахов, вкусов и осязательных ощущений зависит от исторического, географического, социального и интеллектуального контекста. Например, регуляция зрительных ощущений (какие вещи мусульманам дозволено видеть, какие нет, и при каких обстоятельствах) иллюстрирует влияние мусульманской культуры на органы чувств. Но и другие четыре чувства также используются в исторически сложившихся условиях и рамках. Итак, каким образом следует осмыслять мусульманский сенсориум в прошлом и настоящем?

Западное восприятие мусульманского сенсориума

Исследуемая тема, как считают авторы, актуальна и важна, поскольку вопросы, связанные с сенсориумом, влияют – и зачастую в сторону осложнения – на межкультурные контакты и внутримусульманские споры об идентичности и инаковости. Споры ведутся о том, какие идеи и практики мусульмане должны считать «истинно» исламскими, в том числе в сфере ощущений, о различиях с другими культурами в этой сфере, и о том, насколько эти практики вписываются в контекст современных западных обществ (см., например, вопросы о прикосновениях и рукопожатиях между мусульманином и немусульманином, о призыве на молитву, хиджабе).

Исследователи истории ощущений (сравнительно молодое, но развивающееся направление в гуманитарных науках) предполагали, что ислам ограничивает или даже принижает роль зрения, сопоставляя мусульманские запреты видеть с современным «скопическим режимом» сциентистского, капиталистического и либерального Запада. В то же время историки исламского мира, как и широкая публика, зачастую видят исламскую традицию благоволящей к ощущениям, и даже создающей сенсорную перегрузку (представления о чувственном Востоке, арабской цветистости и т. д.). Оба эти оценки способствуют развитию вредных стереотипов или как минимум чрезмерному упрощению взгляда на ислам как противоположность западной культуре.

Эти стереотипы нуждаются в изучении и развенчании в сопоставлении с тем, что мусульмане действительно думали и писали об ощущениях на протяжении четырнадцати веков исламской истории. Европейский исследовательский совет (ERC) выдал Кристиану Лэнджу грант «Консолидатор» в размере двух миллионов евро. На эти средства он должен сформировать команду исследователей и изучать ощущения в исламе на протяжении пяти лет (2017-2022).

langeКристиан Лэндж

Кристиан Лэндж (Christian Lange) работает в Утрехтском университете с 2011 г. В 2006 г. он получил докторскую степень в Гарвардском университете, с 2007 по 2011 г. работал преподавателем исламоведения в Эдинбургском университете. Его предыдущий проект ERC (2011-2015) был посвящён исламским представлениям о загробной жизни. В его рамках опубликованы различные диссертации, сборники и монографии, в том числе работа самого Лэнджа «Рай и ад в исламских традициях» (Paradise and hell in Islamic traditions, Cambridge 2016), выигравшая премию BKFS Bookprize – главную европейскую премию за книги по исламу и Ближнему Востоку.

Перевод с английского. Оригинал на сайте Утрехтского университета.