Должно ли национальное законодательство основываться на исламе? (Опрос)

Результаты международного социологического исследования

В 2015 г. Исследовательский центр Пью провёл опрос в десяти странах со значительным мусульманским населением по вопросу о том, в каких отношениях должны находиться нормы ислама и государственные законы. Обзором охвачены, в частности, четыре страны с самым большим мусульманским населением в мире (Индонезия, Пакистан, Нигерия и Турция). В нём участвовало более 10 тысяч респондентов. Как оказалось, эти страны резко различаются по тому, насколько, по мнению их жителей, Коран должен влиять на национальное право.

pew1

Опрашиваемым предлагалось выбрать одно из трёх утверждений: «Государственные законы должны строго следовать Корану», «Законы должны соответствовать ценностям и принципам ислама», «Коран не должен влиять на государственное законодательство». В Пакистане, на Палестинских территориях, в Иордании, Малайзии и Сенегале не менее половины населения выступают за строгое следование Корану. Напротив, в Буркина Фасо, Турции, Ливане и Индонезии так полагают меньше четверти опрошенных. Во многих странах со значительной долей немусульманского населения основные конфессии резко расходятся в этом вопросе. Например, среди нигерийских мусульман 52% выступают за соответствие аконов исламу, а среди нигерийских христиан — 2%.

pew2

В четырёх странах из десяти не менее половины опрошенных считают, что законы должны строго следовать Корану. Это мнение особенно популярно в Исламской Республике Пакистан (78%) и на Палестинских территориях (65%). В Палестине популярность этой позиции растёт: в 2011 г. только 36% палестинцев считали, что их законы должны строго следовать Корану.

В Иорданском Королевстве за строгое следование законов Корану выступают 54%. Ещё 38% занимают более умеренную позицию: законы Иордании должны соответствовать ценностям и принципам ислама. Только 7% считают, что законы не должны подвергаться влиянию ислама вообще. С 2012 г. число иорданцев, выступающих за строгое следование, упало на 18%.

pew3

Около половины опрошенных жителей Малайзии (52%) поддерживают строгое следование законов Корану. Такую позицию занимают 78% малайцев-мусульман и только 5% малайцев-буддистов. 38% буддистского меньшинства в Малайзии считают, что законы не должны следовать Корану, и примерно такое же количество (37%) не имеют определённой позиции.

Сенегальцы разделены по данному вопросу: 49% считают, что законы должны максимально соответствовать Корану, и примерно такая же доля — что должны следовать ему частично (33%) или не следовать вообще (16%).

Только 27% населения Нигерии считают, что законы должны максимально соответствовать Корану. 17% полагают, что законы должны руководствоваться исламскими принципами, а 42% — что Коран не должен влиять на законы. Неудивительно, что нигерийские мусульмане и христиане резко разделены по этому вопросу. Около половины (52%) нигерийских мусульман предпочитают строгое соответствие национальных законов Корану, а 64% христиан хотели бы, чтобы Коран не имел никакого влияния.

С 2013 года доля нигерийцев, считающих, что законы страны должны полностью определяться Кораном, выросла на 8%. Этот рост произошёл исключительно за счёт мусульманского населения, мнения нигерийских христиан с 2013 года не изменились.

Население Индонезии, Ливана, Турции и Буркина Фасо ориентировано более секулярно. Не менее 2/3 населения каждой из этих стран предпочитает, чтобы законодательство лишь испытывало влияние Корана (а не строго следовало его учению), или чтобы Коран был вовсе исключён из процесса принятия законов. В случае Ливана и Буркина Фасо это отчасти связано с конфессиональной неоднородностью этих стран.

Большинство ливанских христиан (59%) считают, что Коран не должен влиять на законы страны. Ливанские сунниты делятся на тех, кто выступает против всякого влияния Корана (37%) и тех, кто считает, что законы должны просто отражать исламские ценности (34%). Среди ливанских шиитов последней позиции придерживаются 56%.

Только четверть ливанских мусульман считают, что законы должны строго следовать Корану. Половина молодых ливанцев (от 18 до 29 лет) считают, что Коран вообще не должен влиять на законы, а среди ливанцев в возрасте от 50 лет эту позицию разделяют 36%.

В Турции 36% респондентов считают, что Коран не должен влиять на законы. В 2012 г. эту позицию занимали 27%. Приверженность этой позиции отчасти зависит от возраста и повседневной религиозности. Те турецкие мусульмане, что молятся пять и более раз в день, гораздо чаще утверждают, что законы должны следовать Корану (32%), чем молящиеся менее пяти раз в день (9%). Среди молодёжи в Турции данная позиция также менее популярна, чем среди лиц старшего возраста.

Подавляющее большинство населения Буркина Фасо выступает за то, чтобы законы страны не испытывали влияния Корана (60%) или только следовали ценностям и принципам ислама (27%). Христиане в этой стране гораздо чаще выступают за независимость законов от норм ислама (77%), чем мусульмане (50%).

pew4

В шести из десяти исследованных стран люди со средним и высшим образованием чаще, чем люди с образованием ниже среднего, считают, что Коран не должен влиять на национальное законодательство. Например, 48% нигерийцев со средним и высшим образованием считают, что Коран не должен влиять на законы, а среди нигерийцев с образованием ниже среднего это позицию занимают 29%. Таким образом, более образованные люди в этих странах придерживаются более секулярных взглядов.

По материалам Pew Research Center