Б.М. Бабаджанов. Зикр джахр у братств Центральной Азии: дискуссии,типология, возрождение

 

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica.  Мир ислама»,  №1 (2) за 2009 год)

Многие столетия Великую степь Центральной Азии оглашали резкие гортанные звуки коллективных радений шаманов, вызывающие среди участников ритуала (и даже у зрителей) самую благоговейную иллюзию соединения низшего, земного бытия с таинством Высших сфер. Ритуал со временем усложнялся, обретал локальные и даже индивидуальные виды. Ислам внес свои коррективы в архаичные ритуалы, упразднив одни из них как явное проявление язычества, и признав за другими право на существование в «рамках дозволенного». Наиболее восприимчивым к древним ритуалам оказался суфизм, который прошел собственный оригинальный путь мистических исканий, однако не избежал заимствований из культурной и ритуальной доисламской традиции в ее локальных вариантах. Может быть, поэтому большинство исследователей (особенно этнологи) усматривают генетическую связь шаманских обрядов с некоторыми суфийскими ритуалами (особенно с зикр-и джахр и сама). Такое утверждение спорно и нуждается в особом исследовании. Порой уместней говорить об обратном влиянии, хотя бы по той причине, что такие ритуалы, как джахр и сама, самостоятельно зарождались в тех регионах исламского мира, где древняя доисламская традиция не знала шаманских ритуалов.

Описания видов громкого зикра, ритуальных песнопений и танцев (джахр, сама’, раке), которые практиковали суфийские братства Средней Азии в период с XIII по начало XX в., в известных источниках встречаются крайне редко. Но даже имеющиеся упоминания о них были рассчитаны на осведомленную аудиторию читателей, и потому авторы не сильно утруждали себя подробными описаниями. Правда, суфийские ритуалы, в более поздних формах и сильно видоизмененные, зафиксированы в Средней Азии многими исследователями и путешественниками: А. Вамбери (или Бамбери), Ж. Кастанье, П. Поздневым, Л.А. Троицкой, О.А. Сухаревой и др. Особое их внимание привлекали так называемые «шаманские мистерии», под каковыми подразумевались различные виды суфийских ритуалов, практикуемые местными братствами — йа-савиййа, каландариййа, кадириййа, ‘ишкиййа и даже некоторыми локальными группами накшбандиййа/муджаддидиййа, которые, по мнению большинства исследователей, практиковали исключительно тихий вид зикра. Речь чаще всего шла о зикре джахр, представляющем собой обычно ритмическое громкое рецитирование одного или нескольких имен-эпитетов Бога (ал-асма’ ал-хусна), сопровождаемое иногда ритуальным танцем (раке) и распеванием (сама) мистических виршей (Хикматов Хваджа Ахмада Йасави, Руми, Машраба и др.). Однако, все эти фиксации “живого зикра” были взглядом стороннего и зачастую непосвященного наблюдателя. К тому же в то время, при почти полной неизученности суфизма и особенно его ритуалов, имеющиеся описания не могли опираться на квалифицированные исследования в области мусульманского мистицизма.

В советское время в «социалистических республиках» Средней Азии суфийские братства не могли функционировать полнокровно. Однако некоторые шайхи продолжали практиковать суфийские (или, так сказать, «околосуфийские») ритуалы, и прежде всего зикр в тех его видах, в каких они дошли до конкретной группы закиров. Именно эти виды зикра, краткий разбор которых мы предложим ниже, сохранились до настоящего времени. В соседних регионах (китайском Кашгаре, северном Афганистане) или в других мусульманских странах (Турции, некоторых арабских и североафриканских странах, и др.) и даже в Европе (Босния, Германия, Франция и пр.) исследователи фиксируют десятки и даже сотни видов зикра джахр и других суфийских ритуалов (сама, раке), которые практикуются множеством суфийских братств.

Из всей палитры упомянутых ритуалов менее всего изучены те, которые практиковались в странах Центральной Азии. Исключение составляют работы названных выше этнографов, наблюдения которых предоставляют бесценный материал современным исламоведам и суфиеведам. Более подробно изучены дискуссионный (между шайхами джахриййа и хафиййа) и социальный контекст обоих видов зикра в работах Юргена Пауля и Девина ДиУиса. Тем не менее до сих пор еще не существует полного обзора местных (центральноазиатских) источников, могущих содержать описание или легитимацию (с точки зрения шари‘ата) громкого зикра (джахр) и сопровождающих его ритуальных танцев и песнопений.

В настоящей статье представлен краткий обзор известных источников центральноазиатского происхождения, которые содержат известия о тех или иных видах громкого зикра; источники эти обнаружены относительно недавно, и их краткое описание уже опубликовано в новом каталоге (см. прим. 5). Здесь будет предложено также краткое описание некоторых видов громкого зикра, содержащееся в трудах вышеназванных этнографов и в рукописных источниках. Уместным будет обратиться в самом общем контексте к тем видам громкого зикра, которые практикуют современные шайхи в Казахстане и Узбекистане и рассмотреть их в качестве основы для интеграции известных сейчас суфийских общин и в контексте их самоидентификации.

Читайте далее оригинал статьи в PDF (при наведении мышки справа появляется ссылка для перехода в режим полного экрана):