От редакции (Pax Islamica, №1 (2) за 2009 год)

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica.  Мир ислама»,  №1 (2) за 2009 год)

Изучение мусульманского сообщества преимущественно на российском имперском и советском пространстве составляет содержание второго номера журнала «Рах Islamica». Здесь исследуется эволюция российской и советской уммы в период Нового времени, ее ответы на вызовы модернизации при стремлении сохранить и упрочить свою религиозную идентичность.

В разделе «Памятники мусульманской культуры» публикуется первый научно выверенный перевод отрывков из двух классических произведений татарской историографии XIX века: Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара») Шихабаддина Марджани и Таварих-е Булгарийа («История Булгарин») Хусаина Амирхана. Публикация первого из них: «О первых российских муфтиях»— приурочена к 220-летнему юбилею Оренбургского магометанского духовного собрания. Фрагмент из сочинения Шихабаддина Марджани дает возможность оценить роль духовных собраний и их председателей на российском пространстве.

В журнале представлен тематическй блок, посвященный хронологически близкому, но в силу целого ряда причин наименее изученному периоду истории ислама — советскому. Этот этап для мусульман начался с относительной толерантности властей и закончился массовыми репрессиями и попытками искоренения религии как таковой (1920-1930-е гг.). Затем следует период развития советского ислама под жестким контролем, но в условиях сохранения преемственности с дореволюционной традицией (1950-1960-е гг.). Следующий период — это время физического вымирания представителей старшего поколения, совпавшее с ростом мусульманского движения в мире (1970-е — первая половина 1980-х гг.). Впечатляющая картина развития ислама в течение этих трех периодов представлена Д.Ю. Араповым в работе «Мусульманский триптих: ислам и советская власть. 1917-1949-1982».

Изучению нефтяного фактора в эволюции мусульманского сообщества в Чечне посвящено исследование Г.А. Хизриевой.

В этом номере журнала опубликованы статьи, исследующие период 1920-1930-х гг. в трех ключевых регионах советского мусульманского мира: Узбекистане (Р.Н. Шигабдинов), Дагестане (В.О. Бобровников) и Татарстане (И.Р. Минуллин). Соответственно, в следующем номере особое внимание будет посвящено следующему этапу — 1940-1950-м годам.

В разделе, посвященном исламским социальным институтам и практикам, анализируется роль медресе округа Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788-1917 гг. (А.Ю. Хабутдинов), практики громкого зикра в суфийских братствах Средней Азии (Б.М. Бабаджанов), вакфа как современного исламского финансового института (Р.И. Беккин).

В разделе «Исследования исламского наследия» представлен перевод трактата ал-Халладжа Китаб ас-сайхур фй накд ад-дайхур. В комментарии к переводу дается попытка определить его место в ранней суфийской традиции (П.В. Башарин).

На региональном уровне особое внимание уделяется развитию российского мусульманского сообщества Оренбургской области (Г.Г. Косач).

В разделе «Архивы, библиотеки, коллекции» представлен материал «Об оттиске печати Ходжи Ахмада Йасави» (М.-А. Сулейманов).

Линия изучения исламского пространства, предложенная в этом номере, будет продолжена и в последующих выпусках журнала, среди которых будут номера, собранные из материалов, посвященных одной или нескольким близким темам. Такой подход, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечает задаче дальнейшей концептуализации отечественных исследований по исламу.

А.Ю. Хабутдинов

Share this article

Доктор исторических наук, заведующий кафедрой востоковедения и исламоведения, профессор Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета, заместитель директора НОЦ "Международный координационный центр "Islamica".