Павел Башарин. Место трактата ал-Халладжа «Китаб ас-сайхур фй накд ад-дайхур» в ранней суфийской традиции

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica.  Мир ислама»,  №1 (2) за 2009 год)

Среди еврейско-арабских рукописей (арабских сочинений в еврейской графике) наиболее распространены оригинальные арабские сочинения, пользовавшиеся известностью среди иудейского населения Ближнего Востока. Наряду с деловыми документами и сочинениями иудейских авторов списки этих произведений традиционно хранились в генизах, куда старые, пришедшие в негодность письменные тексты помещались на вечное хранение, поскольку уничтожать их запрещалось. Наибольшее количество источников было обнаружено в генизах синагог Каира.

Одним из наиболее известных собраний еврейско-арабских рукописей остается фундаментальное собрание А.С. Фирковича, размещенное в рукописном фонде Российской Национальной библиотеки, собранное им во время путешествий на Восток. Еврейско-арабские рукописи А.С. Фирковича составляют более 7 тыс. единиц хранения. Тематический состав данного собрания дает нам уникальный срез духовной жизни иудейских общин средневекового Ближнего Востока в XI-XIV вв. Естественно, среди данных рукописей можно обнаружить множество фиксаций фольклорных арабских произведений. Значительную часть (треть единиц каталога) занимают сочинения по медицине, что связано с популярностью занятия врачеванием среди ближневосточных иудеев [Лебедев, 1987, с. 5]. Распространены копии философских трактатов, об увлечении которыми в иудейской среде также известно. Можно зафиксировать и живой интерес к тексту Корана. Кроме того, выделяются сочинения по филологии, этике, логике, математике, астрономии и астрологии, алхимии, магии и толкованию снов. Помимо этих отраслей знания среди еврейско-арабских рукописей выделяется пласт суфийских сочинений.

Сочинение Китаб ас-сайхур фй накд ад-дайхур занимает несколько страниц, помещено в одну тетрадь вместе с несколькими другими сочинениями по суфийской практике. После него помещен отрывок из Рисала ал-Кушайрй.

Единственная публикация текста рукописи принадлежит Л. Массиньону, выполненная по копии Крачковского, сделанной уже в арабской графике. Еще одно упоминание о рукописи Фирковича 4885 встречается в его библиографической статье.

Именно из этой статьи узнал о рукописи Ф. Сезгин, упомянув его в своей монументальной Истории арабской литературы, в перечислении сочинений ал-Халладжа.

Однако, несмотря на это, трактат Китаб ас-сайхур никогда не привлекался и не исследовался исламоведами. Видимо, это объясняется отчасти тем, что его издание ограничилось рукописной копией И.Ю. Крачковского, без наличия оригинального текста. Отсутствие ссылок на публикацию Л. Массиньона внушает мысль, что она прошла полностью незамеченной. Известие о рукописи еще одного короткого суфийского трактата, заключающегося в наставлении ученикам, не могло вызвать излишнего внимания исламоведов. Однако приоритет в данном случае должен быть отдан не содержанию сочинения, а личности и доктрине его автора.

Читайте оригинал в PDF: