От редакции (Pax Islamica, №1 (1) за 2008 год)

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica. Мир ислама», №1 (1) за 2008 год)

Pax Islamica на латыни означает «исламский мир». По аналогии с Pax Romana, которым историки описывали политическое и культурное пространство Римской империи, этот термин первоначально использовался исламоведами для характеристики мусульманского мира в эпоху его наивысшего культурного расцвета в период халифата Аббасидов. Вместе с тем, подобно с современному политологическому Pax Americana, обозначающему американский «новый мировой порядок», Pax Islamica представляет собой метафору исламской цивилизации как таковой, в ее историческом, культурном, социальном и политическом аспектах. Наконец, в классическом исламском политическом и правовом дискурсе существует аналогичное понятие Дар ал-Ислам – буквально «обитель ислама», или «территория ислама», т.е. пространство, на которой восторжествовал богооткровенный закон, отделивший его от «обители неверия» ‑ дар ал-куфр. Эта последняя, по мнению многих современных исламских идеологов, в нынешнюю эпоху превратилась в «территорию свидетельства» ‑ дар аш-шахада, где мусульманин проявляет себя «исповедником справделивости» и свидетелем и проводником финальной миссии Провидения в человечестве.

Изучение ислама для России представляет задачу исключительной важности. Эта важность, однако, далеко не всегда осознавалась государством и обществом в достаточной степени. Еще в 1925 г. основоположник отечественного научного исламоведения В.В. Бартольд в своей работе «Изучение Востока в Европе и России» отмечал, что «будучи соседом Востока, Россия, несмотря на это, довольствуется чтением плохих западных книг о Востоке» вместо того, чтобы изучать его непосредственно. Эти слова остаются справедливыми и для ислама, представляющего для русского общества свой «внутренний» Восток. Тем не менее, классикам отечественного востоковедения в начале 20 века удалось титаническими усилиями заложить конкурентоспособную научную традицию мирового уровня. Такие российские исследователи как В.В. Бартольд, А.Е. Крымский, В.В. Жуковский, В.Ф. Минорский, В.А. Иванов, А.Э. Шмидт, И.Ю. Крачковский, Е.Э. Бертельс и многие другие сыграли ключевую роль в становлении российской науки об исламе. Их труды, получив международное признание, послужили фундаментом формирования мирового исламоведения. Поддержание этой традиции, по словам В.В. Бартольда, возможно только через обеспечение доступа к знаниям о Востоке возможно большему числу людей. Необходимостью дальнейшего развития этих традиций и продиктовано решение начать выпуск нового научного журнала об исламе.

Несмотря на то, что востоковедные журналы в России имеют свою традицию, ряд из них известен не только здесь, но и за рубежом, специальных исламоведческих изданий в отечественной традиции не было. Исключение составляет «Мир ислама», основанный в 1912 г. отцом российского научного исламоведения академиком В.В. Бартольдом. Журнал выходил в течение года, после чего был передан Министерству внутренних дел и полностью изменил свой характер. Впоследствии, в 1917 г. В.В. Бартольд возобновил издание своего журнала под названием «Мусульманский мир», однако и его история по понятным причинам, была недолгой. На Западе же количество периодических изданий весьма велико. Среди них есть как имеющие солидную историю специализированные журналы (Der Islam, Islamic Quarterly, The Muslim World., Revue des Etudes Islamiques, Revue du Monde Musulman), так и издания, где исламоведческим штудиям отводится значительное место. На современном этапе создания качественного научного исламоведческого журнала на русском языке является уже исторической необходимостью.

Наш журнал направлен в равной степени на изучение «классического» и современного ислама. Без знания прошлого невозможно говорить о современности. С другой стороны, ислам в современном мире представляет собой яркий, самобытный феномен, глубоко укоренный в собственной исторической традиции. Особое внимание мы будем уделять изучению ислама в России, как важной и фундаментальной отрасли современного исламоведения.

Несомненно, что историческая эволюция ислама и превращение его на современном этапе в важнейший фактор политической и культурной жизни не только исламского, но и всего остального мира, требует серьезного изучения и уважительного отношения к нему не только с точки зрения текущей действительности, но и в контексте всей многовековой мусульманской традиции в ее взаимосвязи с окружающим миром. Это становится еще более важным в условиях сегодняшнего дня, когда пресловутый «исламский фактор» становится разменной монетой в руках политических спекулянтов и провокаторов.

Настоящий журнал представляет первый в России опыт независмых научных исследований, посвященных проблемам изучения ислама, истории и культуры мусульманских обществ.

Айдар Хабутданов, Игорь Алексеев, Павел Башарин

Оригинал в PDF: