Особенности организации религиозно-обрядовой жизни рабочих татар-мусульман в Европейской части России и Сибири (вторая половина XIX-начало XX в.)

И. К. Загидуллин

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica. Мир ислама», №1 (1) за 2008 год)

Хозяйственно-промышленное освоение окраин и индустриализация обусловили появление в стране новых промышленных районов и центров. Наряду с техническим перевооружением старых предприятий на Урале, в 80-е гг. XIX в. стали бурно развиватся новые промышленные районы: Донецкий угольный бассейн, Криворожские рудники и Бакинские нефтепромыслы. К началу XX в. в Южном районе свыше трех четвертей заводов составляли оснащенные передовой техникой предприятия, возникшие в 90-е гг. XIX в.

Спутником каждого промышленного предприятия становилось рабочее поселение. Приметой Центрального, Южного горнопромышленных и Уральского горнозаводского районов явилась сеть «экономических» городов и городков, не входивших в официальную иерархию городских поселений. Они выделялись мобильностью жителей и преобладанием среди них мужчин. Основная масса прибывших на заработки крестьян трудилась по временным паспортам, сохраняя прописку в родном селении. Поскольку трудоустройство и обустройство на новом месте зависели от ряда социально-экономических факторов, для многих оставление семьи в хозяйстве считалось оптимальным вариантом. В пореформенный период многие крупные и средние предприятия стали превращаться в самодостаточные промышленные учреждения, стремящиеся формировать собственный постоянный контингент профессиональных кадров, видя в этом залог организации круглогодичного производства и повышения производительности труда.

В пореформенный период татарский капитал в основном оставался торговым. В 1890 г. в Казанской, Сармарской, Симбирской, Саратовской, Вятской, Оренбургской, Уфимской, Пермской, Рязанской и Тамбовской губерниях татарские капиталисты владели 76 предприятиями с контингентом рабочих численностью 4653 человек и годовой производительностью 2 млн. 455 тыс. руб. Большинство промышленных заведений были мелкими: на 41 предприятии трудилось до 10 человек на каждом, на 24 — от 10 до 100, и только на 11 — от 100 до 1000 и более рабочих.

В начале XX в. на территории формирования татарской нации (Волго-Уралье и Западная Сибирь) насчитывалось более 30 тыс. рабо-чих-татар (с членами семей 68626 душ обоего пола), в том числе на Урале — более 4 тыс. рабочих, в Симбирской губернии — одна пятая часть всех занятых на промышленном производстве. На Кокшанском и Бондюжском химических заводах Елабужского уезда Вятской губернии, Алафузовском заводе в Казани — 30-60% рабочих татар. Большие группы татарских крестьян уходили на временные и постоянные заработки в шахты интенсивно развивающегося Донбасского угольного бассейна (90 тыс. рабочих) (в 1901 г. татары в этом регионе составляли 1% всех рабочих), на нефтепромыслы Баку (3 260 человек), на фабрики в Орехово-Зуево (5 тыс. рабочих). В конце XIX в. татары «освоились» на сибирских золотых приисках, составляя в начале XX в. до 13% пролетариата, а также среди железнодорожников Сибири (1%).

В 1914 г. официальная статистика зафиксировала 154 торговых дома татар, из которых 18 занимались главным образом промышленным производством: обработкой кож, мыловарением, книгопечатанием, изготовлением строительных материалов, хлебобулочных изделий и др. Число предприятий мусульман увеличилось до 141. Из них 91 предприятие (64%) действовали в Поволжье и Приуралье, 19 — в Средней Азии, 18 — в степных областях, 8 — в центральных губерниях и 6 — на Кавказе. Занятые на производстве 12 тыс. рабочих (по 110 предприятиям из 141), согласно подсчетам Х.Х. Хасанова, производили различных товаров на сумму 10 млн. 42 тыс. руб.

Таким образом, в предприятиях мусульман трудилось весьма ограниченное число их единоверцев. Основная масса татарского пролетариата добывала средства к существованию на промышленных предприятиях вдали от исторической родины. Перед началом Первой мировой войны татары представляли значительную группу национального пролетариата, занимая по численности четвертое место после русских, украинцев и латышей.

Производственные условия и житейский быт рабочих сильно контрастировали с образом жизни традиционной сельской махалли.

Читайте статью целиком  в PDF: