Н.Д. Кулюшин. Политическое и религиозное лидерство аятоллы Хомейни: опыт интерпретации политического лидерства в современном Иране

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica. Мир ислама», №1 (1) за 2008 год)

Исламская Республика Иран представляет собой уникальное для современного исламского мира государство с весьма развитой системой политических и социальных институтов, которые можно признать демократическими, с одной стороны, и сильным «исламским фактором» в политике — с другой.

В этой стране существуют советы разного уровня, выборы органов исполнительной власти (президент) и развитая система представительства через парламент. Функционирует развитая судебная власть, обладающая высокой степенью независимости. В стране развиты рыночные экономические институты, большой удельный вес имеет частный сектор, защищен институт собственности. Иран, как и большинство современных государств, декларирует необходимость соблюдения прав человека и гражданских свобод. Все сказанное свидетельствует о том, что современный Иран является в большой мере модернизированным обществом (иначе говоря, обществом «модерна»). Однако большинство перечисленных факторов имеют в Иране одну важную характеристику — «исламский» («Исламская Республика», «исламская демократия», «шариатский суд», «исламская экономика», «исламские права человека»). Это, а также то, что основной действующей социальной группой в политическом процессе является шиитское духовенство, позволяют большинству исследователей определять Иран как исламскую теократию и сомневаться в развитости и демократичности политических институтов в этой стране.

Исходя из этого, становится очевидной и актуальной следующая проблема: либо в Иране традиционное исламское общество использует риторику модерна, либо модернизированное общество использует риторику исламского традиционализма. И хотя весьма значительная часть ученых, в особенности западных, склоняется к первому общему тезису, представляется, что более адекватная исследовательская позиция будет находиться посередине.

В свете сказанного наиболее актуальным является анализ развития тех или иных социальных институтов власти в данной культурной среде, в непосредственной связи с ней. Необходимо понять, как в сознании иранского общества преломляются базовые категории институтов власти. Подобное рассмотрение институтов политического лидерства в контексте их связи с шиитским исламом позволит найти ответ на вопрос, чем является современное иранское общество, какова его политическая культура.

Несмотря на то, что Иран и Исламская революция не раз становились объектом пристального внимания ученых, следует признать недостаточную изученность в западной и отечественной историографии роли традиционного для этой страны шиитского ислама в модернизации политических институтов.

Еще одним аспектом, который возможно было раскрыть, является связь политического лидерства с социальной средой шиизма. Речь идет как о развитии нового религиозно-политического учения о том, кто должен возглавлять «общину», так и о трансформации религиозного лидерства в политическое на основе плотных социальных сетей шиитского духовенства. Данная активная группа в ходе модернизации оказалась вовлеченной в политический процесс в результате вытеснения из традиционных сфер деятельности. Однако механизмы неформальных отношений и выдвижения лидеров в шиитском духовенстве, взаимовлияние этих социальных сетей и политических институтов в ХІХ-ХХ вв. остались недостаточно изученными, чтобы ясно представлять, какое значение эти процессы имели для событий Исламской революции.

Читайте статью целиком в PDF: