А.Ю. Хабутдинов. Медресе мусульман округа Оренбургского магометанского духовного собрания как общенациональный институт

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica.  Мир ислама»,  №1 (2) за 2009 год)

Для российских мусульман Волго-Уральского региона медресе было системообразующим фактором в деле создания общенациональных институтов. При отсутствии государственности, территориальной автономии или общенациональной сословной корпорации и до создания органа ограниченной религиозной автономии в лице Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788 г. именно медресе объединяли разрозненные группы мусульман будущего округа ОМДС.

Медресе в городах Поволжья существовали как минимум с эпохи Золотой Орды, но были уничтожены после падения Казанского и Астраханского ханств в 1550-е гг. На рубеже XVII-XVIII вв. начинается возрождение мусульманской учености среди татар [Хабутдинов, 2005(2), с. 31-45]. Источники по этой проблеме практически не сохранились, и судить о ней можно лишь на основе двух великих исторических хроник российских мусульман: Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара») Шиха-баддина Марджани [Хабутдинов, 2004(3), с. 251-253] и Асар («Памятники») Ризы Фахретдина.

Поскольку в сферах культурного и символического капитала татар преобладал ислам, татарское общественное движение вначале носило сугубо религиозный характер. На первом этапе оно воплотилось в деятельности абызов (абыз-агайлар, от арабского хафиз — «знающий Коран наизусть», о чем писал Ш. Марджани) — участники общественнорелигиозного движения среди мусульман Волго-Уральского региона во второй половине XVI-XVIII в. В XVIII в. так называли всех мулл и всех людей, умеющих читать и писать. Абызы были образованной религиозной элитой татарского общества в условиях непризнания официального статуса ислама Российским государством. Они являлись идеологической силой, стоявшей за выступлениями мусульман в защиту своих прав.

Читать оригинал статьи в PDF: