А.Ю. Хабутдинов. Институты ислама в Волго-Уральском регионе в эпоху Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (1788-1917)

(Опубликовано в журнале «Pax Islamica. Мир ислама», №1 (1) за 2008 год)

Вопрос о том, насколько «классическими» являются мусульманские институты Волго-Уральского региона, Центральной России и Сибири, является во многом открытым. В отечественном исламоведении эти институты, как правило, изучаются на материале Кавказского региона, Средней Азии, иногда Крыма. Важнейшими причинами этого прежде всего было уничтожение структуры мусульманской городской цивилизации в регионе исследования в XVI в. и чересполосное расселение в нем весьма разнообразных в этническом и конфессиональном отношении групп населения. По крайней мере, такая ситуация была характерна для всех экономически и стратегически важных зон. Если учесть, что речь идет о весьма узкой территории между тайгой и степью, к тому же расположенной в бассейнах крупнейших рек Северной Евразии, то такие зоны покроют большую часть округа Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС). В сегодняшней России подобное этническое разнообразие можно встретить на Кавказе, но там зоны расселения русских и других народов или, более точно, мусульман и православных, традиционно обособляются.

Напротив, в шести республиках Приволжского Федерального Округа различные этносы, принадлежащие к разным конфессиям, -мусульмане и православные — расселены чересполосно. При этом только в Татарстане и Чувашии титульная нация имеет абсолютное большинство, а в Башкортостане татары и башкиры составляют мусульманское большинство. Результаты переписи 2002 г. показали, что среди татар Татарстана 66,5% составляют горожане. Индустриальная составляющая и вовлеченность в высокотехнологичные отрасли производства у мусульман округа ОМДС гораздо выше, чем у мусульманского населения Северного Кавказа. По этим показателям их скорее можно сравнить с мусульманами Европы. Но большинство сегодняшних европейских мусульман являются мигрантами-горожанами, тогда как тюркское население к востоку от Волго-Окского бассейна две тысячи лет обитает на этой территории и сохраняет традиции более чем тысячелетней развитой земледельческой цивилизации. Кроме того, мусульмане округа ОМДС отличаются тем, что прежде чем войти в состав российского православного государства, они пережили многовековой опыт мусульманской государственности (особенно татары Поволжья), в отличие, скажем, от мусульман Боснии-Герцеговины и в целом Балкан, где историческое первенство было у христианских государственных образований.

Таким образом, для исламоведа обозначенный нами регион (называемый в дальнейшем округ ОМДС) предоставляет уникальный материал, для исследования которого необходимо выстроить модель и, в первую очередь, — с теоретической институциональной точки зрения.